Cинтетика или полусинтетика?
27 сентября
Main image

Каждый автомобилист знает, что от выбора моторного масла зависит надежность работы и долговечность двигателя автомобиля. Сегодня на рынке смазочных материалов к выбору потребителей предлагается огромный ассортимент автомобильных масел и смазок от производителей со всего мира, различных по ценовой группе, заявленным характеристикам и качеству. Как же разобраться потребителю в таком разнообразии и определить – что наилучшим образом подходит именно его автомобилю и запросам самого потребителя. Пробуем внести ясность в один из главных вопросов – синтетические и полусинтетические масла, в чем их различие и какие масла относятся к синтетическим, а какие можно отнести к полусинтетическим маслам. Это одни из самых востребованных групп масел среди автолюбителей и наиболее «уязвимые»в плане подделок и фальсификаций со стороны недобросовестных производителей автомобильных масел.

Начнем с того что все автомобильные масла по своему составу подразделяются на 3 основные группы
  1. Минеральные
  2. Полусинтетические
  3. Синтетические

Группы базовых масел

Любое моторное масло состоит из базового масла и пакета различных присадок улучшающих его эксплуатационные свойства. Сложность производства моторного масла заключается в том, что требования к маслам очень противоречивы и природный материал (которым является нефть) не может им соответствовать. Например, моторное масло должно быть достаточно вязким, иметь высокие низкотемпературные и высокотемпературные свойства одновременно. Для того чтобы получить такие уникальные качества к базовому маслу добавляют различные присадки: противоизносные, антизадирные, противопенные, антикоррозийные, депрессаторы (улучшают низкотемпературные свойства), антиоксиданты и прочие компоненты улучшающие те или иные свойства масла.
Тем не менее, определяющим в качестве масла, продолжительности сохранения им в процессе эксплуатации своих характеристик и свойств являются базовые масла. Именно качественное базовое масло позволяет получить продукты высоких потребительских свойств и характеристик, именно базовые масла являются определяющим фактором в качестве автомобильного масла. В первую очередь от качества базового масла, в основном, зависит и качество конечного продукта - моторного масла, которое мы заливаем в двигатель автомобиля. И, именно поэтому уделяется огромное значение производству и использованию качественных базовых масел.
Использование того или иного базового масла в производстве масел и смазок определяет к какой категории масел относится той или иной продукт – синтетика или полусинтетика.

Согласно классификации Американского Института Нефти (API) базовые масла в свою очередь тоже делятся на группы.
Iгруппа – базовые масла, которые получены очисткой нефти от серы, парафинов и других примесей (обычные минеральные);
IIгруппа –минеральные базовые масла с высокой степенью очистки, что обеспечивает низкое содержание ароматических соединений и парафинов, повышенную стойкость к окислению (масла, прошедшие гидроочистку — улучшенные минеральные);
IIIгруппа – синтетическое базовое масло, полученное из минерального масла методом каталитического синтеза, как правило, методом гидрокрекинга;
IVгруппа – базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО), синтезированные из природного и других газов;
V группа – синтетические базовые масла, которые состоят из сложных эфиров (например эстеров), гликолей и т.п.
На сегодняшний день в Европе разделяют еще и VI группу:
VI – масла, синтезированные из различных полимеров - полиалкилнафталины (PAN), по свойствам находятся примерно между маслами групп III и IV; по химическому составу близки к маслам на основе ПАО, но имеют меньшую длину молекул и обходятся дешевле в производстве.Большой интерес у потребителей к синтетическим моторным маслам, изготовленным на основе базовых масел III и IV группы.
Базовые масла IIIгруппы получают путем каталитического гидрокрекинга, в процессе которого происходит ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота, других многоатомных сложных соединений. Одновременно протекают процессы гидрирования сложных ароматических соединений, расщепление нафтеновых колец, разрушение длинных парафиновых цепей и изомеризация продуктов, что позволяет улучшить молекулярной структуру масла, т.е., наряду с процессами очистки базы, изменяется и молекулярный состав базового масла. Сегодня, с развитием технологии каталитического гидрокрекинга, базовые масла IIIгруппы по своим свойствам мало чем уступают базовым маслам IV(ПАО) группы, а по отдельным параметрам даже превосходят их.

Смазочные материалы, изготовленные из базовых масел III группы, отличаются высоким индексом вязкости, антиокислительной стойкостью, высокой стойкостью к деформации сдвига, а защита от износа даже выше чем у «классических» синтетических масел (ПАО), отличные характеристики, как при низких, так и при высоких температурах, кроме того, они хорошо растворяют присадки. Чтобы отличить эти масла от продукции на основе базовых масел IV группы, в европейских странах производителей обязуют на канистрах ставить обозначениеHC-syntetic, что означает, что базовое масло получено методом каталитического гидрокрекинга.

Базовые масла IVгруппы (ПАО) производят путем синтеза природного газа. Впервые синтетические моторные масла начали применять в авиации еще в 30-х годах прошлого века. Потом синтетику стали использовать в гоночных автомобилях, а со временем, с развитием технологии получения базовых масел ПАО, она стала доступной и обычным автомобилистам. Такие базовые масла имеют однородную молекулярную структуру, которую получают только методом синтеза.

Синтетические масла на основе PAO имеют повышенный срок службы, обладают отличными низкотемпературными и высокотемпературными свойствами, высокую стойкость к деформации сдвига, высокие термо-окислительные свойства, что уменьшает вероятность образования нагара и лаковых отложений. Вместе с этим, базовые масла IVгруппы имеют и недостатки, такие как плохая адгезия, т.е. они плохо пристают к металлическим поверхностям, повышенная агрессивность к уплотнительным деталям двигателя, не растворяют в себе присадки. Эти недостатки компенсируются путем ввода в состав моторного масла различного рода специальных присадок. В премиум-масла добавляют эстеровые базовые масла, которые обладают повышенной адгезией к металлу. Минеральные базовые масла добавляют для растворения в них присадок. «Классические» синтетические автомобильные масла состоят из базовых масел IVПАО группы, минеральных базовых масел и пакета присадок. В премиальных продуктах, синтетическая часть составляет до 40%, примерно 40% минеральных базовых масел и остальная часть - присадки. Обычно, процент содержания синтетических базовых масел IVгруппы колеблется в пределах – 15-30%.

Что дает потребителю использование синтетических масел:

  • Легкий старт двигателя при самых низких температурах до -50 ºС (а специальные арктические масла позволяют выдерживать и более низкие температуры);
  • сохранение отличных смазывающих свойств даже при экстремально высоких температурах;
  • малая испаряемость (влияет на расход или угар масла);
  • удлиненные интервалы замены;
  • чистота двигателя, отсутствие нагара и лаковых отложений;
  • полная защита двигателя при экстремальных нагрузках;
  • уверенность потребителя в защите двигателя его автомобиля.

Естественно, что такой высокотехнологичный и сложный продукт не может быть дешевым и стоит дороже, чем минеральные и полусинтетические масла.

Но всегда ли оправдано применение синтетических моторных масел?

Более доступными являются полусинтетические автомобильные масла.

Как уже видно из их названия – полусинтетические масла представляют собой смесь минеральных и синтетических базовых масел и присадок. Их основное отличие от синтетических – это процент содержания синтетического компонента. Если автомобильные масла содержат не более 25% синтетического компонента, их принято относить к полусинтетическим. В отличии от «полностью» синтетических моторных масел, полусинтетические масла не обладают такими же «выдающимися» свойствами, но, в то же время, обеспечивают надлежащую защиту двигателя. Современная, качественная полусинтетика от надежного производителя в состоянии обеспечить примерные показатели синтетического масла. Такое полусинтетическое масло будет проигрывать синтетике по продолжительности службы, будет уступать в низкотемпературных режимах работы (нижняя граница отличной полусинтетики лежит в пределах от -25 до -30 ºС). Кроме того, при высоких температурах, уменьшается межсервисный интервал замены масла. Но при работе двигателя с меньшими нагрузками и в менее жестких условиях эксплуатации сможет обеспечить 100% защиту. Стоит отметить, что те экстремальные условия эксплуатации, в которых синтетика имеет лучшие показатели, в практике большинства автовладельцев встречаются редко, и нет никакого смысла переплачивать за те свойства, которыми никогда не воспользуешься. Кроме того, следует отметить, что определенный сегмент полусинтетических, а также и минеральных масел разрабатывается и выпускается для автомобилей до 2000 г. в. и автомобилей с большими пробегами. Для этой группы масел не столь важны, а зачастую и “вредны” свойства которыми обладают синтетические масла и современные высококачественные полусинтетические масла. Для этой категории важны свойства, которые можно получить и с недорогой полусинтетикой и минералкой.

В среде масленщиков довольно популярна фраза - Если в Жигули залить Castrolот этого Жигули не станут Мерседесом.
Полусинтетические моторные масла имеют достаточно высокие эксплуатационные характеристики, которые позволяют гарантировано защитить автомобиль среднестатистического автолюбителя и, что не маловажно для потребителей - доступны по стоимости.Поэтому, при выборе вида моторного масла надо исходить из нескольких параметров или требований;
  • требование производителя автомобиля к моторному маслу;
  • моторесурс двигателя;
  • режимы эксплуатации;
  • и одним из самых важных – масло должно быть от проверенного производителя с хорошей репутацией.
Вы любитель скоростной езды или владелец новой “заряженной” машины, или Вы много ездите по работе, и приходиться покрывать большие расстояния, владелец нового автомобиля, ваш автомобиль эксплуатируется при постоянных перегрузках, и хотите быть уверены в 100% защите своего автомобиля - обратите внимание на синтетические масла.У вас уже не новый автомобиль, пробег приблизился к 150-200 тыс. км, Вы не используете его в качестве гоночного автомобиля, Вы не подвергаете свой автомобиль высоким нагрузкам каждый день – качественная полусинтетика.Для тех, кто решил заливать в двигатель своего автомобиля только синтетическое масло высшего качества, существует премиум линейка продуктов корейского бренда S-OIL SEVEN производства S-OIL TOTAL LUBRICANTS Co., Ltd. К ним относятся масла S-OIL SEVEN PAO 0W-40 и 5W-30. Это моторные масла высшего качества, которые изготовленны из 100% базовых масел ПАО (полиальфаолефинов), предназначены для легковых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, а так же для двигателей, работающих на сжиженном нефтяном газе (LPG). Обеспечивают превосходную стабильность, легкий запуск при низкой температуре и надежную защиту двигателя.Моторные масла S-OIL SEVEN PAO 0W-40 и 5W-30 отлично подходят для современных моделей европейских и азиатских автомобилей: Audi, Porsche, BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Alfa Romeo, Fiat, Opel, Peugeot, Renault, Saab, Skoda, Volvo, Nissan, Mitsubishi и др.
Кроме РАО-масел в ассортименте S-Oil TOTAL LUBRICANTS имеются высококачественные синтетические масла на основе базового масла III группы с добавлением ПАО компонентов. Эти масла представлены в линейке масел S-OIL SEVEN RED и S-OIL SEVEN GOLD. О преимуществах одного из самых популярных масел в этом сегменте S-Oil Seven Red1 5-W30 мы писали раньше в одной из наших статей.
Официальным дистрибьютором масел S-Oil TOTAL LUBRICANTS в Украине является компания ООО Авто-Оптимал. Подробнее о моторных маслах и другой продукции для обслуживания автомобилей можно узнать на сайте http://autooptimal.com.ua/.
Компания S-OIL действует на рынке с 1976 года и является крупнейшим нефтеперерабатывающим концерном региона. С 2008 года концерн создал совместное предприятие с компанией Total, которое получило название S-OIL Total Lubricant Company. Сегодня мощность производственных площадей заводов корпорации составляет 106,4 млн. л. в день или около 35 млн. тонн смазывающих жидкостей в год. Корпорация входит в тройку крупнейших поставщиков сырья III и IV группы в мире. Гидравлические и смазочные жидкости S-OIL соответствуют стандартам ассоциаций API, ACEA и пользуются спросом у морских, автомобильных и авиационных заводов по всему миру. S-OIL SEVEN – это премиальная линейка моторных и трансмиссионных 100% синтетических масел для всех видов техники на бензиновом и дизельном двигателе. Совершенная в сырьевом и техническом плане, продукция S-OIL Seven получила допуски многих корпораций на всех континентах, а также применяется в заводской сборке таких гигантов автомобильной промышленности как Lexus, Hyundai, Toyota, Honda, Kia, Renault и Daewoo.